"Строительство является тем локомотивом, который выводит страну из зоны кризисных явлений..."

                                             Президент Ассоциации строителей России Н.П. Кошман


Вход пользователя
Имя :
Пароль :
Регистрация
Проект Федерального закона «О стандартизации» (редакция 2.0 от 24.12.2008 г.), разработанный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О СТАНДАРТИЗАЦИИ»

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, и экономические основы деятельности в сфере стандартизации в Российской Федерации, определяет основные принципы стандартизации, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и общественных объединений при осуществлении ими деятельности в сфере стандартизации.

Действие закона не распространяется на государственные образовательные стандарты; положения (стандарты) о бухгалтерском учете; правила (стандарты) аудиторской деятельности; стандарты эмиссии ценных бумаг и проспекты эмиссии ценных бумаг.

 

Статья 2. Основные термины и их определения

Для целей настоящего Федерального закона используют следующие основные термины и их определения:

стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования  в отношении реально существующих или потенциальных задач;

стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса, в котором для многократного использования устанавливаются правила, рекомендации или характеристики различных видов деятельности или их результатов, с целью достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области;

национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей;

межгосударственный стандарт - региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей;

международный и региональный стандарты - стандарты, принятые соответственно международной и региональной организацией по стандартизации и доступные широкому кругу пользователей;

гармонизированный стандарт – стандарт, разработанный на основе международных и региональных стандартов;

государственный военный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом по стандартизации, устанавливающий для многократного применения характеристики оборонной продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации;

свод правил - документ, разрабатываемый в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) - документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим);

правила и рекомендации по стандартизации – документ, содержащий организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ по стандартизации, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ;

предварительный стандарт (предстандарт) - документ ограниченного консенсуса, который утвержден национальным органом по стандартизации на ограниченный срок, не превышающий пяти лет, и доведен до широкого круга пользователей с целью внедрения перспективных требований международных и региональных документов по стандартизации и накопления в процессе его применения необходимого опыта для разработки национального стандарта;

отраслевой стандарт - стандарт, разработанный применительно к продукции, работам, процессам и услугам в определенной отрасли и утвержденный соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок;

технические условия – документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять продукция, процессы, работы и услуги;

технический комитет по стандартизации – установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических лиц, общественных организаций и объединений, осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведении работ в области национальной, региональной (межгосударственной) и международной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности. В состав технического комитета по стандартизации могут включаться физические лица;

международная организация по стандартизации – организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны;

региональная организация по стандартизации – организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны одного географического, политического или экономического региона;

оборонная продукция (работа, услуга) - продукция, поставляемая по государственному оборонному заказу, включая процессы ее разработки, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации;

специальная продукция (работы, услуги) - продукция, используемая в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа; продукция (работы, услуги), сведения о которой составляют государственную тайну, поставляемая вне государственного оборонного заказа, а также иная продукция, оборот которой, процессы ее создания, эксплуатации и утилизации ограничены законодательством Российской Федерации.

 

Статья 3. Правовое регулирование в области стандартизации

Правовое регулирование в области стандартизации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О техническом регулировании» и иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 4. Цели стандартизации

Целями стандартизации являются:

обеспечение промышленной, экономической и информационной безопасности Российской Федерации;

обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности;

обеспечение качества и безопасности продукции, работ, процессов и услуг;

обеспечение унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции, работ, процессов и услуг;

содействие повышению конкурентоспособности продукции;

обеспечение исполнения государственных заказов;

рациональное использование ресурсов;

содействие научно-техническому прогрессу;

снижение технических барьеров в торговле;

обеспечение охраны окружающей среды;

обеспечение охраны здоровья;

оценка соответствия продукции (работ, услуг);

обеспечение единства и сопоставимости результатов измерений;

защита интересов потребителей;

и другие цели, связанные с реализацией и развитием принципов стандартизации.

 

Статья 5. Принципы стандартизации

Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах:

соответствия документов по стандартизации действующему законодательству Российской Федерации;

открытости процессов разработки документов по стандартизации и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности;

обеспечения права участия всех заинтересованных сторон в разработке документов по стандартизации;

достижения при разработке и утверждении национальных стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;

организации и проведения работ по стандартизации через технические комитеты по стандартизации;

однозначности понимания требований, излагаемых в документах по стандартизации;

прогрессивности и оптимальности требований, включаемых в документы по стандартизации;

гармонизации требований национальных стандартов с международными и региональными стандартами;

комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

установления требований в документах по стандартизации, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

исключения дублирования разработок документов и другой деятельности по стандартизации;

доступности представления информации о документах по стандартизации всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

 

Статья 6. Государственная политика в области стандартизации

1. Управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на исполнение функций национального органа Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации).

2. Обеспечение государственной политики в области стандартизации осуществляется посредством:

координации работы в области стандартизации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных корпораций;

участия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных корпораций в рамках своих полномочий в разработке документов по стандартизации, в технических комитетах по стандартизации, совещательных органах по стандартизации, общественных советах по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации на паритетных началах;

привлечения для развития и реализации приоритетных направлений стандартизации научных организаций;

использования национальных стандартов и государственных военных стандартов при разработке нормативных правовых актов;

проведения работ по стандартизации в приоритетных отраслях для экономики Российской Федерации;

участия в работе по национальной, международной, региональной и межгосударственной стандартизации;

продвижения интересов Российской Федерации в работах по международной и региональной стандартизации при заключении международных договоров;

формирования и реализации программ по стандартизации, разделов по стандартизации в федеральных программах, программах развития отраслей экономики, ведомственных и межведомственных целевых программах и иных государственных программах;

нормативного обеспечения национальных проектов, федеральных целевых программ;

использования документов по стандартизации при размещении государственных заказов;

поддержки на межправительственном (международном, региональном, межгосударственном) и национальном уровне обмена информацией по стандартизации;

стимулирования разработки и применения национальных стандартов;

поддержки предприятий промышленности, организаций, бизнес-групп, ассоциаций, союзов предприятий малого и среднего бизнеса в работах по стандартизации;

материального и финансового обеспечения решения государственных задач в области стандартизации.

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 7. Национальная система стандартизации

1. Национальную систему стандартизации образуют участники работ по стандартизации и документы по стандартизации.

2. Участниками работ по стандартизации являются:

национальный орган по стандартизации;

федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их полномочий в области стандартизации, включая структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, ответственные за проведение работ по стандартизации;

научные организации;

технические комитеты по стандартизации;

совещательные органы по стандартизации;

подсистемы национальной системы стандартизации;

государственные корпорации, включая структурные подразделения государственных корпораций, ответственные за проведение работ по стандартизации;

организации, включая их структурные подразделения, ответственные за проведение работ по стандартизации;

другие субъекты, деятельность которых связана с работами в области стандартизации.

 

Статья 8. Национальный орган по стандартизации

Национальный орган по стандартизации:

формирует и реализует единую государственную политику в области стандартизации;

координирует работу в области стандартизации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, совещательных органов по стандартизации;

разрабатывает и утверждает программы разработки национальных, международных, региональных и межгосударственных стандартов, проведения научно-исследовательских работ в области стандартизации, на основе сформированных технических комитетов по стандартизации предложений, координирует их реализацию;

участвует в формировании и реализации федеральных программ, программ развития отраслей экономики, ведомственных и межведомственных целевых программ и иных государственных программ, в части разделов по стандартизации, осуществляет нормативное обеспечение национальных проектов, федеральных целевых программ;

обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

устанавливает общие правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия участников национальной системы стандартизации;

организует работы по национальной, межгосударственной, международной и региональной стандартизации, проведение научно-исследовательских работ по стандартизации с привлечением для выполнения этих работ технических комитетов по стандартизации, отраслевых научно-исследовательских институтов;

организует экспертизу, регистрацию проектов национальных стандартов, предстандартов, общероссийских классификаторов, правил и рекомендаций по стандартизации и утверждает их;

осуществляет регистрацию сводов правил;

осуществляет организационно-методическое руководство работами по созданию и ведению фондов документов по стандартизации федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями;

заключает международные договоры (соглашения) с международными, региональными организациями по стандартизации и национальными органами по стандартизации других стран;

осуществляет регистрацию и устанавливает правила применения международных, региональных, межгосударственных стандартов и национальных стандартов других стран на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами (соглашениями);

осуществляет учет и хранение международных, региональных, межгосударственных, национальных стандартов, предстандартов, сводов правил, правил и рекомендаций по стандартизации, обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

формирует и ведёт фонд международных, региональных и национальных стандартов, предстандартов, сводов правил, правил и рекомендаций по стандартизации, а также общероссийских классификаторов;

осуществляет официальное опубликование национальных стандартов, предстандартов, общероссийских классификаторов, правил и рекомендаций по стандартизации;

осуществляет распространение международных, региональных, межгосударственных, национальных стандартов, предстандартов, общероссийских классификаторов, правил и рекомендаций по стандартизации, указателя национальных стандартов и информационных указателей;

осуществляет функции государственного заказчика по стандартизации специальной продукции, подготавливает раздел программы разработки национальных стандартов, касающийся стандартов ограниченного распространения, экспертизу, редактирование, подготовку к утверждению, утверждение, регистрацию, отмену, хранение дел, издание и распространение документов по стандартизации оборонной и специальной продукции и их изменений, подготовку указателя государственных военных стандартов, указателя стандартов ограниченного распространения и указателя текущей информации о утверждении, изменениях и отмене документов по стандартизации оборонной и специальной продукции, а также их издание и распространение;

создает и ведет Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов и Единую информационную систему по техническому регулированию;

принимает решение о создании технических комитетов по стандартизации, утверждает положение о технических комитетах по стандартизации, осуществляет координацию и мониторинг их деятельности, а также их методическое руководство;

разрабатывает официальные комментарии по вопросам применения утвержденных документов по стандартизации;

представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;

участвует в соответствии с уставами международных и региональных организаций по стандартизации в разработке международных и региональных стандартов, обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации;

создает и организует работу общественного совета по стандартизации при национальном органе по стандартизации;

принимает участие в работе межотраслевых и отраслевых советов в области стандартизации;

утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

организует предоставление информационных услуг в области стандартизации;

обеспечивает на межправительственном (международном, региональном, межгосударственном) и национальном уровне обмен информацией по стандартизации;

обеспечивает научно-методическую поддержку предприятий промышленности, бизнес-групп, ассоциаций, союзов, предприятий малого и среднего бизнеса в работах по стандартизации;

формирует предложения по материальному и финансовому обеспечению решения государственных задач в области стандартизации;

разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о состоянии и развитии работ в области стандартизации.

 

Статья 9. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления

1. Федеральные органы исполнительной власти:

реализуют государственную политику в области стандартизации в пределах своих полномочий;

подготавливают предложения в программы по стандартизации с учетом положений настоящего Федерального закона;

организуют разработку, экспертизу и утверждение сводов правил в пределах своих полномочий;

обеспечивают разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов в пределах своих полномочий;

определяют структурные подразделения, ответственные за проведение работ по стандартизации в пределах своих полномочий;

обеспечивают применение документов по стандартизации при организации государственных заказов;

участвуют в работе по национальной, международной, региональной и межгосударственной стандартизации;

участвуют в работе технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации;

вносят предложения в национальный орган по стандартизации о создании технических комитетов по стандартизации;

организуют участие экспертов и технических комитетов по стандартизации в пределах своих полномочий в международной и региональной стандартизации;

создают и ведут фонд документов по стандартизации в пределах своих полномочий;

организуют и проводят систематическую проверку действующих в сфере их полномочий документов по стандартизации на соответствие современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики.

информируют национальный орган по стандартизации о проводимых ими работах в области стандартизации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления:

создают и координируют деятельность общественных советов по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

обеспечивают применение документов по стандартизации при организации государственных заказов;

вносят предложения в национальный орган по стандартизации о создании технических комитетов по стандартизации;

участвуют в работе технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации;

вносят предложения о разработке национальных стандартов или принятию в качестве национальных стандартов международных и региональных стандартов;

информируют национальный орган по стандартизации о проводимых ими работах в области стандартизации.

 

Статья 10. Научные организации

Научные организации:

привлекаются для развития и реализации приоритетных направлений стандартизации;

разрабатывают экономически эффективные модели планирования, разработки, утверждения и распространения национальных стандартов;

проводят анализ действующего фонда документов по стандартизации на соответствие современному уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

участвуют в работе технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации;

по согласованию с национальным органом по стандартизации обеспечивают ведение секретариатов технических комитетов по стандартизации;

осуществляют методическое обеспечение деятельности технических комитетов по стандартизации;

проводят экспертизу документов по стандартизации, программ по стандартизации;

осуществляют подготовку ежегодного доклада о состоянии и развитии работ в области стандартизации;

проводят научно-исследовательские работы в области стандартизации;

осуществляют разработку правил и рекомендаций по стандартизации для обеспечения работы национальной системы стандартизации;

осуществляют разработку систем и комплексов стандартов, систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации; систем каталогизации продукции; систем обеспечения качества продукции и управления производством; систем обеспечения единства измерений; систем поиска и передачи данных;

формируют систему подготовки и аттестации экспертов по стандартизации;

разрабатывают и реализуют образовательные проекты, направленные на подготовку специалистов в области стандартизации.

 

Статья 11. Технические комитеты по стандартизации

1. Технические комитеты по стандартизации создаются в целях проведения работ по национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации в закрепленной области деятельности.

2. Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации определяется и утверждается национальным органом по стандартизации.

3. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, научных организаций, профессиональных союзов, общественных организаций и объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций, а также физические лица.

4. Технические комитеты по стандартизации формируются с учетом структуры технических комитетов международных и региональных организаций по стандартизации.

5. Методическое руководство работой технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности и контроль за их работой осуществляет национальный орган по стандартизации.

6. Технический комитет по стандартизации:

организует и ведёт работы по национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации в закрепленной области деятельности;

организует разработку национальных, межгосударственных, международных и региональных стандартов, предстандартов и изменений к ним, а также готовит предложения по их отмене;

проводит экспертизу проектов документов по стандартизации или изменений к ним, относящихся к области его деятельности;

обеспечивает актуализацию на современном уровне фонда национальных и межгосударственных стандартов, предстандартов в закрепленной области деятельности;

осуществляет экспертизу предложений при формировании программ по стандартизации и участие в формировании программ разработки национальных стандартов в закрепленной области деятельности;

формирует на основе предложений органов государственной власти, государственных корпораций и других заинтересованных сторон предложения в программы стандартизации;

участвует в установленном порядке в работе технических комитетов (подкомитетов, рабочих групп) международных и региональных организаций по стандартизации в закрепленной области деятельности, в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальным органом по стандартизации и международными (региональными) организациями по стандартизации;

подготавливает предложения по разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов;

участвует в экспертизе проектов технических регламентов и сводов правил;

участвует в подготовке перечней национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов;

направляет ежегодный отчет о работе в национальный орган по стандартизации.

 

Статья 12. Совещательные органы по стандартизации

1. Общественный совет по стандартизации при национальном органе по стандартизации (далее – Общественный совет) формируется из представителей национального органа по стандартизации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, межотраслевых и отраслевых советов в области стандартизации, научных организаций, профессиональных союзов, общественных организаций и объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций, технических комитетов по стандартизации.

Основными функциями Общественного совета являются:

изучение и обсуждение вопросов стандартизации, оценки соответствия, качества продукции, а также других общественно значимых проблем в области стандартизации;

учет и формирование общественного мнения при проведении мероприятий, связанных с совершенствованием законодательства в области стандартизации;

разъяснение общественным объединениям и гражданам целей и методов проведения государственной политики в области стандартизации;

изучение и обобщение опыта международных организаций по стандартизации и зарубежных стран в решении вопросов в области стандартизации;

сбор и обобщение предложений, поступающих от общественных объединений и граждан, направленных на решение вопросов в области стандартизации;

анализ и подготовка рекомендаций по реализации программ и проектов в области стандартизации;

организация информационной и методической поддержки правовых инициатив общественных организаций и объединений в области стандартизации;

оказание информационных и консультационных услуг национальному органу по стандартизации по вопросам взаимодействия с общественными организациями и объединениями.

2. Отраслевые и межотраслевые советы в области стандартизации формируются на паритетных началах из представителей национального органа по стандартизации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, органов местного самоуправления, научных организаций, профессиональных союзов, общественных организаций и объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций, технических комитетов по стандартизации.

Функции отраслевых и межотраслевых советов в области стандартизации:

повышение эффективности работ в области стандартизации на отраслевом и межотраслевом уровне;

обеспечение координации действий заинтересованных организаций в разработке и рассмотрении национальных стандартов, предстандартов, сводов правил;

формирование предложений по направлениям деятельности подсистем национальной системы стандартизации, взаимодействие с подсистемами национальной системы стандартизации;

участие в формировании и реализации программ по стандартизации;

обеспечение развития механизмов государственно-частного партнерства в области стандартизации;

повышение эффективности работ по международной, региональной и межгосударственной стандартизации.

Отраслевые и межотраслевые советы в области стандартизации являются открытыми для участия иностранных юридических и физических лиц, имеющих профессиональную подготовку в сфере деятельности таких советов.

 

Статья 13. Подсистемы национальной системы стандартизации

Подсистемы национальной системы стандартизации создаются на добровольной основе юридическим или юридическими лицами для разработки национальных стандартов и иных документов по стандартизации в целях повышения  активности промышленности в деятельности по стандартизации в отраслях экономики, повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Порядок создания, регистрации и правила функционирования подсистемы национальной системы стандартизации устанавливаются национальным органом по стандартизации.

Подсистемы национальной системы стандартизации взаимодействуют с отраслевыми и межотраслевыми советами по стандартизации.

Разрабатываемые в подсистемах национальной системы стандартизации национальные стандарты, предстандарты направляются для экспертизы в технические комитеты по стандартизации.

Предложения в планы работ по стандартизации в подсистемах национальной системы стандартизации направляются в национальный орган по стандартизации через технические комитеты по стандартизации.

Положения настоящей статьи не распространяются на статью 24 настоящего Федерального закона.

 

Статья 14. Государственные корпорации

Государственные корпорации осуществляют деятельность в области стандартизации, исходя из целей и возложенных на них основных функций, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Государственные корпорации:

реализуют государственную политику в области стандартизации в пределах своих полномочий;

подготавливают предложения в программы по стандартизации через технические комитеты по стандартизации;

участвуют в разработке сводов правил в пределах своих полномочий;

определяют структурные подразделения, ответственные за проведение работ по стандартизации в пределах своих полномочий;

участвуют в работе по международной, региональной, межгосударственной стандартизации;

участвуют в работе технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации;

обеспечивают применение документов по стандартизации при организации государственных заказов;

организуют участие экспертов и технических комитетов по стандартизации в пределах своей компетенции в международной и региональной стандартизации;

создают и ведут фонд документов по стандартизации в пределах своих полномочий;

организуют и проводят систематическую проверку действующих в сфере их полномочий документов по стандартизации на соответствие современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики.

 

Статья 15. Стандартизация в организациях

Основными направлениями работ по стандартизации в организациях являются:

выявление приоритетных направлений деятельности организации по стандартизации;

внедрение национальных стандартов, общероссийских классификаторов;

участие в деятельности технических комитетов по стандартизации, отраслевых и межотраслевых советах в области стандартизации, подсистемах национальной системы стандартизации;

участие в национальной, международной и региональной стандартизации, в работах по стандартизации зарубежных организаций;

разработка национальных стандартов, предстандартов, стандартов организации, технических условий;

принятие стандартов организации;

утверждение технических условий;

подготовка предложений в программы по стандартизации через технические комитеты по стандартизации и предложений по актуализации общероссийских классификаторов;

создание, ведение и актуализация фонда документов по стандартизации, необходимых для деятельности организации;

участие в форумах по стандартизации.

Для выполнения работ по стандартизации организация может создавать структурное подразделение, ответственное за проведение работ по стандартизации.

 

Статья 16. Другие субъекты, деятельность которых связана с работами в области стандартизации

Общественные организации и объединения предпринимателей и потребителей, некоммерческие организации, инженерные и научно-технические общества:

разрабатывают документы по стандартизации и вносят предложения по внесению в них изменений через технические комитеты по стандартизации;

подготавливают предложения в программы по стандартизации через технические комитеты по стандартизации;

вносят в технические комитеты по стандартизации предложения о разработке проектов национальных стандартов, предстандартов;

информируют национальный орган по стандартизации о проводимых ими работам в области стандартизации.

 

Глава 3. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Статья 17. Документы по стандартизации

1. К документам по стандартизации, применяемым на территории Российской Федерации относятся:

национальные стандарты;

своды правил;

межгосударственные стандарты;

государственные военные стандарты и другие документы по стандартизации оборонной и специальной продукции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;

общероссийские классификаторы;

правила и рекомендации по стандартизации;

предварительные стандарты;

отраслевые стандарты;

стандарты организаций;

технические условия.

2. Документы по стандартизации не должны противоречить Федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Требования предстандартов, стандартов организации, технических условий должны быть не ниже требований национальных стандартов.

3. Международные и региональные стандарты применяют в Российской Федерации в качестве основы для разработки российских национальных стандартов, сводов правил и предстандартов, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Прямое применение в Российской Федерации международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов других стран допускается только в случаях, указанных в пункте 6 статьи 21 настоящего Федерального закона.

 

Статья 18. Планирование работ по стандартизации

1. Национальный орган по стандартизации принимает программы по стандартизации, включающие:

программу разработки национальных стандартов;

программу разработки международных, региональных и межгосударственных стандартов;

программу научно-исследовательских работ в области стандартизации;

перспективные программы развития стандартизации в отраслях экономики.

Планирование работ по стандартизации осуществляется на среднесрочную перспективу с учетом приоритетных направлений для экономики Российской Федерации.

2. Разработка программ по стандартизации, а также внесение в них изменений осуществляется национальным органом по стандартизации на основе сформированных техническими комитетами по стандартизации предложений.

3. При разработке федеральных программ, программ развития отраслей экономики, ведомственных и межведомственных целевых программ и иных государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, должны быть предусмотрены разделы работ по стандартизации.

4. Национальный орган по стандартизации один раз в шесть месяцев публикует и размещает в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме информацию о проводимых работах по стандартизации в текущем году, а также о документах по стандартизации, которые утверждены за истекший период.

 

Статья 19. Разработка и утверждение документов по стандартизации

1. Разработчиком документов по стандартизации может быть юридическое или физическое лицо, общественная организация или объединение.

2. Разработка и утверждение национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора, правил и рекомендаций по стандартизации включает следующие этапы:

организация разработки национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора, правил и рекомендаций по стандартизации;

разработка первой редакции проекта национального стандарта, общероссийского классификатора, правил и рекомендаций по стандартизации;

направление разработчиком уведомления о разработке проекта национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора в национальный орган по стандартизации;

доработка разработчиком проекта национального стандарта, общероссийского классификатора с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проведение публичного обсуждения проекта национального стандарта, общероссийского классификатора и составление перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта, общероссийского классификатора со дня опубликования уведомления о разработке проекта документа по стандартизации до дня опубликования уведомления о завершении его публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. Разработчик должен обеспечить доступность проекта национального стандарта, общероссийского классификатора заинтересованным лицам для ознакомления;

направление разработчиком уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, общероссийского классификатора в национальный орган по стандартизации. Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, общероссийского классификатора, доработанный проект и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления;

проект национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляются разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы;

направление  разработчиком проекта правил и рекомендаций по стандартизации в технический комитет по стандартизации, который организует проведение его экспертизы;

технический комитет по стандартизации направляет проект национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора, правил и рекомендаций по стандартизации с перечнем полученных в письменной форме замечаний, экспертное заключение с мотивированным предложением о утверждении или отклонении проекта в национальный орган по стандартизации;

национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении проекта национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора, правил и рекомендаций по стандартизации.

3. Порядок подготовки к утверждению и регистрации, утверждения, отмены и официального опубликования национального стандарта, предстандарта, правил и рекомендаций по стандартизации определяется национальным органом по стандартизации.

4. Порядок разработки и утверждения свода правил определяется Правительством Российской Федерации.

5. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов определяется Правительством Российской Федерации.

6. Порядок разработки национального стандарта на основе предстандарта определяется национальным органом по стандартизации.

7. Порядок разработки, экспертизы, подготовки к утверждению, регистрации, утверждения и отмены государственного военного стандарта и других документов по стандартизации оборонной и специальной продукции определяет национальный орган по стандартизации совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в нормативно-правовом регулировании в области обороны.

8. Внесение изменений в документы по стандартизации осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей для разработки и утверждения документов по стандартизации.

9. Предстандарт разрабатывается, утверждается и вводится в действие  в целях внедрения перспективных требований международных и региональных документов по стандартизации, а также накопления необходимого опыта и сведений об объекте стандартизации при отсутствии национального стандарта.

Предстандарт действует на ограниченный срок, не превышающий пяти лет, до разработки национального стандарта и применяется в порядке, установленном для национального стандарта.

10. Стандарты организаций разрабатываются и принимаются ими самостоятельно.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации для организации его экспертизы. Технический комитет по стандартизации готовит экспертное заключение по проекту стандарта организации, которое направляет разработчику проекта.

11. Технические условия разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно.

Технические условия могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Порядок регистрации технических условий устанавливается национальным органом по стандартизации.

12. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта документа по стандартизации и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта документа по стандартизации устанавливается национальным органом по стандартизации.

 

Статья 20. Проверка документов по стандартизации

Проверку действующих документов по стандартизации на соответствие законодательству, интересам государства, потребностям потребителей, уровню развития науки и техники, требованиям национальных, международных, региональных и межгосударственных стандартов осуществляют соответствующие технические комитеты по стандартизации. Документы по стандартизации проверяются не реже одного раза в пять лет.

Порядок проведения работ по проверке документов по стандартизации устанавливается национальным органом по стандартизации.

 

Статья 21. Применение документов по стандартизации

1. Документы по стандартизации, действующие на территории Российской Федерации, применяются:

федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями;

физическими и юридическими лицами на стадиях разработки, постановки продукции на производство, изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации продукции, при выполнении процессов (работ) и оказании услуг, в том числе в социальной сфере;

другими заинтересованными лицами в целях установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Документы по стандартизации применяются непосредственно, путем ссылки на них в действующем законодательстве, в нормативных правовых актах, договорах, контрактах, соглашениях, принятых в установленном порядке нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, документах государственных корпораций, общественных организаций и объединений, организаций любых форм собственности.

3. Применение национальных стандартов или их отдельных положений становится обязательным:

для всех субъектов хозяйственной деятельности, если это предусмотрено в технических регламентах или других нормативных правовых документах (имеются ссылки на национальные стандарты);

для участников соглашения (контракта, договора) относительно разработки, изготовления или снабжения продукцией, оказания услуг, проведения работ, если приводится ссылка на национальные стандарты;

для производителя или поставщика продукции (работ, услуг), если он составил декларацию о соответствии продукции (работ, услуг) национальным стандартам или применил обозначение национальных стандартов в маркировке, в эксплуатационной или иной документации;

для производителя или поставщика, если его продукция (работы, услуги) сертифицирована на соответствие требованиям национальных стандартов.

4. Применение государственных военных стандартов или их отдельных положений носит обязательный характер.

5. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

6. Международные, региональные, межгосударственные стандарты, национальные стандарты других стран применяют на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или договоров (соглашений) национального органа по стандартизации с соответствующими международными, региональными организациями по стандартизации и национальными органами по стандартизации других стран.

Регистрация и применение международных, региональных, межгосударственных стандартов, стандартов других стран, осуществляется в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

7. Отраслевые стандарты применяются до разработки соответствующих национальных стандартов или сводов правил. Допускается внесение изменений в отраслевые стандарты, принятые до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

 

Статья 22. Издание и распространение документов по стандартизации

Исключительное право официального опубликования и распространения в установленном порядке национальных стандартов, предстандартов, общероссийских классификаторов, правил и рекомендаций по стандартизации принадлежит национальному органу по стандартизации.

Право официального опубликования и распространения государственных военных стандартов принадлежит национальному органу по стандартизации и федеральным органам исполнительной власти в пределах их полномочий.

Издание и распространение национальных стандартов других стран организует и осуществляет национальный орган по стандартизации в соответствии с договорами и соглашениями с национальными органами по стандартизации других стран.

Издание и распространение документов международных и региональных организаций по стандартизации, членом которых является Российская Федерация, осуществляет национальный орган по стандартизации в порядке и на условиях, определенных соответствующей международной или региональной организацией  по стандартизации.

Издание, переиздание и распространение иных документов по стандартизации осуществляют принявшие их организации.

Открытому доступу подлежат:

национальные стандарты, включенные в перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия;

национальные стандарты и своды правил, входящие в перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов;

национальные стандарты, применяемые при обязательном подтверждении соответствия продукции до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

 

Статья 23. Информационное обеспечение деятельности в области стандартизации

Информационное обеспечение национальной системы стандартизации реализуется посредством:

Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

Единой информационной системы по техническому регулированию;

официального опубликования документов по стандартизации, издания тематических сборников стандартов.

В целях настоящей статьи под официальным опубликованием документов по стандартизации понимается первое доведение до всеобщего сведения в установленной форме его полного текста на русском языке типографским способом и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Правила создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, Единой информационной системы по техническому регулированию определяются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 24. Стандартизация оборонной и специальной продукции

1. Система стандартизации оборонной продукции является подсистемой национальной системы стандартизации.

2. Деятельность по стандартизации оборонной и специальной продукции осуществляется с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в нормативно-правовом регулировании в области обороны, в пределах своих полномочий осуществляет:

функции государственного заказчика работ по стандартизации оборонной продукции,

перспективное и текущее планирование разработки документов по стандартизации оборонной продукции;

подготовку сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции, текущей информации по документам, включенным в сводный перечень, а также их издание и распространение;

совместно с национальным органом по стандартизации, другими участниками деятельности по стандартизации оборонной продукции разработку государственных военных стандартов, устанавливающих порядок планирования, разработки, информационного обеспечения, внедрения, отмены, издания и распространения документов по стандартизации оборонной продукции и их изменений.

4. Документы по стандартизации оборонной и специальной продукции, разработанные за счет средств федерального бюджета, являются федеральной собственностью.

5. Официальное издание и распространение документов по стандартизации оборонной и специальной продукции осуществляют в сфере своих полномочий федеральные органы исполнительной власти.

6. Финансирование работ по стандартизации оборонной и специальной продукции, включенных в планы стандартизации оборонной продукции, планы разработки стандартов ограниченного распространения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

 

Глава 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 25. Международное сотрудничество в области стандартизации

1. Национальный орган по стандартизации представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

2. Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

снятие технических барьеров в торговле;

обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;

гармонизация стандартов с международными, региональными, межгосударственными стандартами и национальными стандартами других стран;

обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов;

разработка международных, региональных и межгосударственных стандартов на основе национальных стандартов Российской Федерации на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;

обмен опытом и информацией по стандартизации на межправительственном (международном, региональном, межгосударственном) уровне;

улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами;

обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами;

привлечение представителей промышленности и других отраслей экономики к разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов.

3. Международное и региональное сотрудничество в области стандартизации осуществляется в рамках деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран в рамках соглашений и договоров о сотрудничестве или меморандумов о взаимопонимании.

4. Участие Российской Федерации в международном и региональном сотрудничестве в области стандартизации включает:

участие в работе руководящих, координирующих и консультативных органов международных и региональных организаций по стандартизации;

участие в технических комитетах (подкомитетах, группах) международных и региональных организаций по стандартизации;

разработки международных, региональных и межгосударственных стандартов.

5. Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Федеральном законе, то применяются правила международного договора.

 

Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 26. Финансирование работ по стандартизации.

1. Источниками финансирования работ по стандартизации являются:

средства федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;

средства государственных внебюджетных фондов;

средства субъектов хозяйственной деятельности.

2. За счет средств федерального бюджета финансируется:

разработка и экспертиза национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил, государственных военных стандартов, общероссийских классификаторов, подготовка и издание официальной информации о них;

проведение научно-исследовательских работ в области стандартизации;

выполнение национальным органом по стандартизации возлагаемых на него функций;

работа по информационному обеспечению деятельности в области стандартизации, в том числе в рамках международного сотрудничества, создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, Единой информационной системы по техническому регулированию;

проведение работ по стандартизации для обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности страны;

участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области стандартизации;

взносы Российской Федерации в международные и региональные организации по стандартизации;

разработка и ведение общероссийских классификаторов;

разработка правил и рекомендаций по стандартизации.

3. Государственными заказчиками работ в области стандартизации, которые финансируются полностью или частично из средств федерального бюджета являются национальный орган по стандартизации, федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

4. Средства, полученные национальным органом по стандартизации от реализации национальных, международных, региональных, межгосударственных стандартов, направляются на развитие работ в области стандартизации.

5. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при исполнении функций в области стандартизации вправе предусмотреть при заключении договоров на реализацию работ по стандартизации, финансируемых из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований условие привлечения внебюджетных средств на их реализацию, за исключением оговоренных законодательством случаев.

 

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Приведение нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу: абзацы 12, 13, 22, 23 статьи 2, главу 3, за исключением пунктов 9, 10 статьи 16, абзацы 4 (в части финансирования программ разработки национальных стандартов), 5, 6, 10, 13 пункта 1 статьи 45, статью 43 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5040).

2. Правительству Российской Федерации, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Федерального закона.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его опубликования.

 

 


Новости АСР



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Ассоциация Cтроителей России
Адрес: 127055 г. Москва, ул.Тихвинская, д.2, офис 4
Тел.: + 7 (495) 120-26-12
Электронная почта: info@a-s-r.ru
Сделать стартовой страницей
Добавить в избранное
Поддержка сайта
Создание и поддержка сайта