"Строительство является тем локомотивом, который выводит страну из зоны кризисных явлений..."

                                             Президент Ассоциации строителей России Н.П. Кошман


Вход пользователя
Имя :
Пароль :
Регистрация
Повторяется история Подмосковья» Рекультивация закрытой свалки в Челябинске поставлена под угрозу из-за недобросовестных подрядчиков


«Повторяется история Подмосковья»

Рекультивация закрытой свалки в Челябинске поставлена под угрозу из-за недобросовестных подрядчиков




На челябинскую свалку, закрытую в сентябре прошлого года, продолжается вывоз строительного мусора, что может помешать рекультивации полигона. Кроме того, до сих пор не выбрана компания, которая должна будет превратить горы мусора в зеленые холмы в преддверии саммитов ШОС и БРИКС. Все это может негативно отразиться на экологическом благополучии Челябинска. В этом уверена группа неравнодушных челябинцев, направившая в редакцию Znak.com письмо со своими размышлениями. Публикуем его в полном объеме. 

«Несколько дней назад — в начале февраля 2019 года — наконец прояснилась судьба многострадальной челябинской свалки — президент России Владимир Путин не поддержал предложение правительства РФ об определении ФГУП „РосРАО“ (дочерней структуры компании „Росатом“) единственным исполнителем на весь комплекс работ по рекультивации свалки и дал месяц на окончательный выбор подрядчика. 

Напомним, что в соответствии с указом президента РФ от 15 марта 2018 г. № 110 Челябинск готовится к проведению заседания совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, запланированного в 2020 году. Одним из мероприятий в планах по подготовке города к проведению саммита является реализация комплекса экологических мер, в том числе рекультивация челябинской городской свалки. Свалка эксплуатируется с 1949 года, к настоящему времени она официально закрыта, причем объем уже накопленных отходов превышает 11 млн тонн. 

Путин поручил найти рекультиватора для свалки в Челябинске до конца марта

Основаниями для направления в правительство России инициативы Челябинской области о привлечении „РосРАО“ в качестве единственного исполнителя работ по рекультивации свалки стало наличие у предприятия производственной базы на территории области, квалифицированного трудового состава, необходимых компетенций в сфере обращения с отходами.

При этом анализ деятельности ФГУП „РосРАО“ показывает, что все его структурные подразделения, в том числе дислоцированные в Челябинской области, никогда не разрабатывали проектную документацию в сфере обращения с бытовыми отходами, не имеют специализированной техники, специалистов и непосредственного опыта для работы на полигонах ТБО. Являясь компанией мирового уровня в области обращения с ядерными отходами, ФГУП „РосРАО“ не имеет технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу, пригодных для утилизации бытовых отходов.

В истории рекультивации челябинского полигона много неясного. Началось все в 2017 году, когда по итогам конкурса на осуществление изыскательских работ для подготовки исходных данных на проектирование ликвидации свалки победу одержала компания „ДонПроект“ из Ростова-на-Дону. Из бюджета был потрачен 21 млн рублей. Но из-за невысокого качества результаты не удалось с первого раза утвердить в ФАУ „Главгосэкспертиза России“, где оценивались полнота и качество проведенных работ. Тем не менее работы были приняты и оплачены из областного бюджета. 

Однако все специалисты отмечали невозможность проведения полноценных изысканий в тот момент, когда на работающий полигон постоянно ввозятся отходы, вследствие чего постепенно меняется геометрия тела свалки. Напомним, изыскания проводилась в 2017 году, а работа свалки прекращена только в сентябре 2018 года. Возникает неизбежный вопрос: каким образом можно использовать при разработке проекта рекультивации полигона изначально недостоверные данные инженерных изысканий? Очевидно, что делать этого нельзя. Сейчас из-за низкого качества работ и срыва исполнения подписанных госконтрактов компания „ДонПроект“ решением ФАС внесена в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, в настоящее время складывается следующая ситуация: до начала саммита остается около года, а в Челябинской области нет не только утверждённого проекта рекультивации свалки (только на его разработку и прохождение государственной экологической экспертизы потребуется не менее года), но и даже достоверных результатов инженерных изысканий, на что необходимо еще как минимум три месяца, причем в теплое время года, так как необходимо вскрывать тело полигона. 

Кроме того, по имеющимся данным, на полигон не прекращается завоз строительных отходов. В минэкологии Челябинской области говорят, что в курсе этого и отходы завозятся с их санкции с целью отсыпки очагов возгораний свалочного газа, имевших место в прошлом году. Это спорное объяснение с учетом того, что дополнительный завоз отходов на официально закрытый полигон окончательно меняет его тело и, что более опасно, приводит к непроектному закупориванию очагов истечения свалочных газов, а также образованию свалочного фильтрата (жидкости, которая сформирована атмосферными осадками, протекшими через тело свалки, и которая растворила в себе массу органических и неорганических отходов). 

Челябинцы говорят, что на полигон не прекращается завоз строительных отходов


Челябинцы говорят, что на полигон не прекращается завоз строительных отходовНаиль Фаттахов / Znak.com

Простое закрытие тела свалки техногенными грунтами не только не решает проблемы с возникновением очагов возгорания и появления едких запахов, но и существенно её усугубляет. Так, специалистам хорошо известно, что при проектировании работ по рекультивации полигонов особое внимание уделяется решению проблемы отвода свалочных газов и сбору фильтрата. Если эти газы не отводить, а просто засыпать, то под слоем грунта они неизбежно будут концентрироваться и с наступлением тёплого времени массово прорываться и истекать в атмосферу, сопровождая этот „процесс“ крайне неприятным запахом сероводорода. Следующим этапом этих „работ“ станет неизбежное возгорание свалки, причем потушить её будет крайне сложно, так как источники возгорания будут завалены многометровым слоем грунтов, завезенных без проекта и экспертизы. 

Параллельно с возгоранием свалки из-за отсутствия системы сбора свалочного фильтрата произойдет его попадание в воды реки Миасс, протекающей менее чем в двух километрах от границ полигона. 

По имеющимся данным, деятельность на челябинском полигоне осуществляется компанией „Экоком“ (учредители компании — австрийские граждане), одновременно работающей на подмосковном полигоне „Кучино“. Всем гражданам нашей страны хорошо известны обстоятельства мусорных митингов, прошедших в Московской области в прошлом году из-за отравления свалочными газами жителей Балашихи, живущих рядом с полигоном „Кучино“. Причина этого — в низком качестве производимых работ, на которые у „Экокома“ даже нет положительного разрешения государственной экологической экспертизы. Так, решениями двух экспертных комиссий государственной экологической экспертизы Росприроднадзора (приказы департамента Росприроднадзора по ЦФО от 13.06.2018 г. № 186-э и от 10.05.2018 № 152-э) разработанные ООО „Экоком“ технологии обезвреживания свалочного газа и очистки фильтрата признаны не соответствующими требованиям законодательства России. То есть сегодня использование таких технологий в России прямо противоречит экологическим

нормам и представляет предмет для возможного уголовного преследования. 

Как живет Волоколамск после массового отравления детей и визита подмосковных чиновников

Также одним из исполнителей, работающих на рекультивации челябинской свалки, является ЗАО „Техполимер“. Помимо него в данную группу, собственником которой является Иван Путивский, входят ООО „Завод геосинтетических материалов“ и проектная организация  ООО „Геотехпроект“. Именно они были разработчиком документации для полигона „Ядрово“ в Московской области, где из-за грубого  нарушения экологических норм и правил более 50 детей из Волоколамска отравились ядовитым газом с полигона.

Негативные отзывы об этих компаниях имеются у большого числа заказчиков — в том числе „Сургутнефтегаза“, АО „РЖД“, „УГМК-холдинга“, ОАО „ТГК № 11“ и других. Компании группы Ивана Путивского не только находятся в списках недобросовестных поставщиков, но и являются фигурантами ряда уголовных дел. Основные претензии — несоответствие заявленного и фактического качества, поставляемого геосинтетического покрытия, возможная подмена отечественной продукции фальсификатом, возможное использование подложных документов при прохождении конкурсных процедур и т. д. 

В частности, на полигонах Московской области „Кашира“, „Ядрово“, „Электросталь“ выявлены многочисленные факты прорывы  покрытия и сползания его со склонов, что является следствием как ошибок при проектировании, так и некачественных материалов.  

Совокупность всех этих факторов и являлась причиной мусорных конфликтов, ставших в прошлом году основным событием выборной кампании губернатора Московской области. Сейчас это в точности повторяется в Челябинской области. Основное отличие Челябинска от Подмосковья заключается в том, что челябинская свалка находится прямо в черте города. И именно челябинцы станут расплачиваться за непрофессионализм чиновников, поставивших свои интересы выше конституционных прав горожан на благоприятную окружающую среду». 

Публикации рубрики «Мнение» выражают точку зрения авторов и могут не совпадать с мнением редакции.


Источник: АСР-ИНФО
По материалам:https://www.znak.com/2019-02-18

Новости строительной отрасли регионов России



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Ассоциация Cтроителей России
Адрес: 127055 г. Москва, ул.Тихвинская, д.2, офис 4
Почтовый адрес: 129090, г. Москва, 2-й Троицкий переулок, д.5
Тел.: + 7 (495) 120-26-12
Электронная почта: info@a-s-r.ru
Сделать стартовой страницей
Добавить в избранное
Поддержка сайта
Создание и поддержка сайта